Крылья расправь!

28 декабря

Когда тебя швыряет на неё после долгой разлуки, в первый раз можно больно удариться, но почему-то именно в эту секунду осознаёшь - она для тебя дороже всего на свете! Земля-а-а-а! Поднимайся и иди! Но сначала ослабь ремни безопасности - так легче передвигать ногами.

Карабкаешься обратно в гору на всех четырёх конечностях, цепляясь за почву и сухие травинки (ещё минуту назад казалось будто понимаешь птиц? Теперь почувствуй-ка себя в шкуре четвероногих! Правда жизни, однако), сердце колотится, дыхание с непривычки спотыкается на крутом подъёме (но какой всё же воздух в горах!), между тем день неумолимо уходит в закат... Красота!

- Ну как ощущения? - спрашивают новичка наверху.

- Изумительно!

Провожаешь взглядом более опытных - второго, третьего, пятого. Они, разбегаются, отталкиваются от земли и, глядишь, уже парят далеко-далеко - под куполом неба и крылом параплана.

Параглайдинг (правильное международное название парапланеризма) - вид спорта, на данный момент не признанный в России как официальный. Поэтому для многих он остаётся стилем жизни, хобби. В нашей стране он появился сравнительно недавно, развивается в основном на энтузиазме отдельных групп людей: параглайдинг сочетает в себе туризм, альпинизм, аэро- и термодинамику, является наименее травмоопасным среди остальных видов аэроспорта, не требует особых начальных навыков.

Параплан (создан на базе спортивных парашютов) - наполняемый воздухом купол. Отличается легким взлетом, управлением и посадкой. Некоторые могут пролететь более 300 км и подняться выше чем на 7000 метров. Главная оценка допуска к полёту - соотношение массы пилота и подъёмной площади крыла.

Впрочем, лететь в тандеме (это когда пристёгивается не одна, а две подвески (по внешнему виду напоминают детские автомобильные сидения): на одной, спереди, пассажир, а на другой, позади, пилот) мне показалось почти не страшно. Если ты - в передней подвеске!

- А когда меня спрашивают боюсь ли я, я отвечаю: "Боюсь, только не все верят!", - шутит параглайдер с 6-летним стажем и один из основателей парапланерной школы "Free Spirit" Игорь Лахнов, - Признаться, как тренер переживаю за каждого летающего курсанта, как пилот волнуюсь за пассажира - потеряв опору под ногами некоторые, особенно в первый раз, могут повести себя весьма неадекватно. Потому что страх высоты - такой страх, к которому организм только адаптируется, но который нельзя побороть - доказано физиологами.

- Однако, именно при страхе в организме запускаются определённые биохимические процессы, которые спортсмены и стремятся получать раз за разом, не так ли?

- Абсолютно верно. Только кто-то пытается свой страх побороть или подружиться с ним. А есть и те, кто стремится всё время увеличить дозу адреналина - чаще всего таких "адреналиновых наркоманов" можно встретить среди аэробатов. Лично я приверженец маршрутных полётов.

Маршрутный полёт напоминает спортивное ориентирование, аэробатика же подразумевает выполнение в воздухе фигур высшего пилотажа (отдельно обязательная и произвольная программа). В целом это два основных направления параглайдинга.

- Во всём мире, кроме России, этот вид спорта является очень прибыльным бизнесом, - продолжает Игорь Борисович, - Каждое соревнование приводит к развитию определённого вида техники, оборудования. Так что прибыльно быть ведущим пилотом - когда несколько производителей пытаются предложить тебе хороший контракт для того, чтоб ты летал только на их оборудовании, престижность собственного положения весьма ощущается! Плюс те же соревнования привлекают спонсоров, немалые призовые складываются из вступительных взносов - когда речь о состязаниях международного уровня они измеряются тысячами евро.

Три года проводились и чемпионаты России, но наша бюрократия, общая система и менталитет пресекает это начинание на корню. Поэтому наши спортсмены выезжают на соревнования за рубеж как частные лица. В России много продвинутых пилотов, которым приходится выступать за ту же Швейцарию, за Францию. Недавно двое челниских спортсменов выступали на соревнованиях международного класса - опять же не за Россию и не за Татарстан.

- Но что они потеряли бы, заявив себя представителями своей республики?

- Дело в том, что когда ты заявляешь себя представителем, это значит что за счёт того, чьим представителем ты являешься, оплачивается вступительный взнос, либо предоставляется техника, например. А если наш спортсмен купил всё необходимое сам и заплатил вступительный взнос, продав, допустим, свой автомобиль - какой ему резон представлять Россию или Татарстан?

- Тогда чем же занимаются челниские параглайдеры? Только тренируются здесь? И как удаётся окупать работу парапланерной школы?

- Окупать-то окупаем - рекламная работа, контракт с МЧС, помощь лесничеству на облётах их территорий, аэрофотосъёмка - геологического, геодезического и топографического характера. К дополнительным услугам относится воздушная охота. Для того, чтобы тренироваться условия здеьсь очень благоприятны - в районе Альметьевска и Заинска начинается уральская плита, до Чатыртау - высшей точки Татарстана - увлечённым параглайдерам добраться совсем не лень. Но обучившись в Татарстане, некоторые выезжают за рубеж начинающими инструкторами, тандемными пилотами - в соревнованиях они участвовать не планируют, а ведь многие могли бы.

А для любителей это вид спорта весьма самодостаточный, как рыбалка, например - прошёл обучение, сдал экзамены, получил удостоверение пилота, купил параплан, и можешь начинать летать самостоятельно. У нас в городе насчитывается около 30-ти самостоятельных пилотов.

- Где их чаще всего можно увидеть?

- За городом - парадром Новотроицкое, Большая Шильна, Федотово. Мы в России выезжали на Памир, бывали в Саянах - Хакассия, за рубежом - в Германии (наши курсанты уважают школу Михаеля Вогда, тренируются и там), Франции. Чаще всего летом они выбираются, не считая юга России, ещё в Италию, Турцию - как раз с Турции чаще всего и начинаются вылазки заграницу начинающих парапланеристов. Однако, отмечу, параглайдинг - круглогодичный вид спорта. Зимой полёты даже стабильней: воздух холодный, термальных потоков нет, параплан ходит ровно - легко осваивать как раз-таки технику полёта. А с началом весны возникают термальные потоки, при определённом умении пилот позволяет им закинуть параплан на километр, четыре, рекорд России - 6 тысяч метров над землёй.

- Летать параглайдеры любят в Турции. Челниские спортсмены уважают немецкую школу. А где зародился сей парапланеризм?

- Вообще, парашюты, которые могут планировать, начали использовать русские альпинисты для спуска с гор, потом идею подхватили спецподразделения министерств обороны, и вскоре патент был продан Франции, поэтому родоначальником параглайдинга является Франция, хотя разработки ещё в начале 80-х велись в России. Но в то время в России многие виды спорта запретили "в связи с высоким травматизмом". Сейчас для его развития приходится работать самоотверженно, не уповая на помощь из вне, будучи готовым вкладывать порой и собственные средства.

- Как известно, различные виды спорта требуют от спортсмена соответствующих черт характера. Параглайдеры - люди с неутолимым адреналиновым голодом? Или экстремалы, терзающие свой инстинкт самосохранения? Романтики? Верные компаньоны? Просто искатели ощущения полной свободы? Кто они?

- Вы и сами частично ответили на свой вопрос, - улыбается Игорь Лахнов, - Они - очень разные. Характеры многих можно узнать по технике полёта, по предпочтенияю в направлениях параглайдинга. В общем же большинство становится самыми добрыми и отзывчивыми людьми: образ мыслей меняется, они становятся более воздушными во всём, пропадает суета в движениях. При этом в критических жизненных ситуациях эти люди - самые стойкие. Кроме того, параглайдинг не совместим с алкоголем или наркотиками. И хотя от курения отказываться необязательно, многие пилоты отказываются и от него.

- Потому что нашли, наконец, самый верный способ брать от жизни всё?

- Возможно. Я же говорю - меняется мировоззрение. Чтобы понять это необходимо прочувствовать! Летим ещё раз? Экипируйся!

АвтоCiti октябрь 2007г.

Анна Никулина

(8552) 31-50-04

8-927-486-69-04

8-953-404-21-54

Имя: Екатерина Давыдова
10 января
Зима! Замечательное время года! Волшебное ! И что делать в зимний день , в субботу? Конечно же, лететь! Рекомендую! +1 Вячеславу Тихонову.
Имя: Ирина Петрова
10 января
Пишу для тех, кто боится или сомневается. Ничего не бойтесь и вы полетите 100%! Этот замечательно терпеливый инструктор Вячеслав Владимирович запустит в небо кого угодно, даже неуклюжего бегемота! Мне скоро 50 лет и я вчера первый раз летала, благодаря Славе. Никакими экстремальными видами спорта я до этого не занималась. Конечно придётся попотеть, таская параплан в гору, но это того стоит. Зима лучшее время для новичков: воздух плотный, летать не страшно. Земля укрыта мягким пушистым снегом(падать тоже не страшно). Вопреки ожиданиям, совсем не холодно.

Оставьте свой отзыв

Имя*:
E-mail*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения