Летный курс парапланеризма

28 декабря

Данный материал является приложением по парапланам к курсу учебно-летной подготовки спортсменов-дельтапланеристов ДОСААФ, автором которого является заместитель председателя ЦК ДОСААФ СССР С. Н. Маслов, год выпуска 1987. С полным текстом КУЛП-СД-87 можно ознакомиться здесь.

УПРАЖНЕНИЕ № 1. Полет (тренировочный, контрольный, показной) на параплане

Условия выполнения:

Ветер: встречный 2-5 м/с

H склона: до 50 м

Крутизна: 30 гр.

Турбулентность: отсутствует

Параплан: учебно-тренировочный

Количество полетов: 10

Меры безопасности:

В случае полного залипания секций, сваливания купола на бок – старт прекратить. Старт без проверки строп запрещен. В случае непреднамеренного отрыва от земли: отпустить передние лямки, вытянуть стропы управления (не ниже уровня груди), полет производить строго в створе ветра, перед приземлением энергично вытянуть клеванты на полную длину рук (на высоте не более 1м).

Порядок выполнения:

1. На линии старта разложить купол, проверить правильность расположения строп, одеть подвесную систему. Старт выполнять энергично, постоянно контролируя положение купола. После подъема купола в воздух убедиться в его наполнении. Произвести энергичный разбег, натянув передние свободные концы. Перед взлетом отпустить ПСК, вытянуть стропы управления на 1/3 хода и произвести взлет.

2. В полете выдерживать заданное направление по створу ветра. Натяжением строп управления регулировать скорость вертикального и горизонтального перемещения.

3. Приземление производить строго против ветра. Перед приземлением на высоте 1 метр энергичным натяжением строп управления погасить скорость параплана, произвести посадку.

УПРАЖНЕНИЕ № 2. Тренировочный (контрольный, показной) полет для отработки прямолинейного планирования, взлета и посадки

Условия выполнения:

Ветер: 2-5 м/с, встречный

Н склона: до 100 м

Крутизна: 40-50 гр

Турбулентность: отсутствует

Параплан: учебно-тренировочный

Полетов: 10

Меры безопасности:

1. В случае залипания секций, сваливания купола на бок старт прекратить;

2. Старт без проверки строп запрещен;

3. Перед приземлением принять правильное положение для приземления;

4. В случае грубой посадки не пытаться устоять на ногах.

Схема полета

kulp_sd_pp_pril_002

Порядок выполнения:

Выполнить непосредственную подготовку на линии старта и получить разрешение на выполнение взлета. Разбег выполнить энергично, постоянно контролируя положение купола, удерживая его за передние свободные концы. Перед взлетом отпустить передние свободные концы и вытянуть клеванты на 1/3 хода. В полете выдерживать заданное направление по створу ветра. Натяжением клевант регулировать скорость вертикального и горизонтального перемещения. Перед приземлением на высоте 1-го метра энергично вытянуть клеванты, полностью погасить скорость параплана.

УПРАЖНЕНИЕ № 3. Полет (контрольный, тренировочный, показной) для отработки маневрирования скоростью

Условия выполнения:

Ветер: встречный 2-6 м/с

Н склона: до 100 м

Крутизна: 40-50 гр.

Турбулентность: отсутствует

Параплан: СПП-30

Полетов: 10

Меры безопасности:

1. Маневрирование скоростью выполнять от склона на удалении не менее 15 м;

2. При резком увеличении вертикальной скорости (“просадке”) на “зажатом” куполе, клеванты плавно вернуть в исходное положение (1/3 хода);

3. Не допускать длительного полета на “зажатом” куполе особенно вблизи земли;

4. Маневрирование скоростью на Н менее 10 м запрещается.

Схема полета

kulp_sd_pp_pril_003

Порядок выполнения:

В установившемся прямолинейном планировании вытянуть клеванты на 2/3 хода. Сохраняя прямолинейный полет, оценить поведение параплана на данном режиме. Затем отпустить клеванты полностью и выполнить полет на этом режиме. Оценить поведение параплана на режиме максимальной скорости. Выполнение маневрирования скоростью закончить до высоты 10 м.

УПРАЖНЕНИЕ № 4. Полет (тренировочный, контрольный, зачетный, методический, показной) для отработки техники выполнения разворотов

Условия выполнения:

Ветер: встречный, ровный 2-6 м/с

Н склона: 100-200 м

Крутизна: 40-50 гр.

Турбулентность: отсутствует

Параплан: учебно-тренировочный

Количество полетов: 15

Меры безопасности:

1. Развороты выполнять на удалении не менее 15 м от склона;

2. Работа клевантами выполняется плавно без рывков;

3. Не допускать полет с попутной составляющей ветра;

4. Развороты производить на угол заданный инструктором;

5. Маневрирование закончить на высоте не менее 20 м.

Схема полета

kulp_sd_pp_pril_004

Порядок выполнения:

Выполнить взлет и перевести параплан в устойчивое планирование. На удалении от склона не менее 10 м, натяжением одной из строп управления произвести разворот. Разворот происходит в сторону натянутой стропы управления. При необходимости разворот можно производить путем натяжения одной из лямок. Следует учитывать, что при развороте параплан теряет высоту тем интенсивнее, чем больше горизонтальная скорость полета. Параплан входит в разворот с некоторым запаздыванием. Увеличение углов разворотов и их количество производить последовательно по мере отработки навыков в соответствии с полетным заданием. В первых четырех полетах отрабатывать развороты на угол до 30 гр., в последующих 5-и – до 45 гр., затем перейти к отработке разворотов на угол 60-80 гр.

УПРАЖНЕНИЕ № 5. Контрольный (тренировочный, показной) полет для отработки посадки в заданном месте

Условия выполнения:

Ветер: встречный 2-6 м/с

Н склона: 100-200 м

Крутизна: 40-50 гр.

Параплан: учебно-тренировочный

Турбулентность: слабая

Количество полетов: 15

Меры безопасности:

1. Развороты начинать на удалении от склона не менее 15 м;

2. Траектория полета должна исключать полет с попутной составляющей ветра;

3. Минимальная высота выполнения маневров – 10 м;

4. В случае недолета или перелета из-за ошибок в расчете, в первую очередь принимать меры по выполнению безопасной посадки.

Схема полета

kulp_sd_pp_pril_005

Порядок выполнения:

Перед полетом продумать свои действия в воздухе и рассчитать траекторию полета. Выполнить взлет, постоянно контролировать свою высоту и траекторию. Сбрасывать высоту доворотами, работая строго в створе.

УПРАЖНЕНИЕ № 10. Полет (тренировочный, контрольный, зачетный, методический, показной) для отработки парения в потоках обтекания

Условия выполнения:

Ветер: встречный, ровный до 9 м/с

Н склона: 100-200 м

Крутизна: 40-60 гр.

Турбулентность: отсутствует

Параплан: учебно-тренировочный

Количество полетов: 15

Меры безопасности:

1. Полет и маневрирование вблизи склона на расстоянии менее 10 м запрещается;

2. Запрещается выполнять полет при порывистом и неустойчивом по направлению ветре;

3. Запрещается заходить в подветренную сторону склона;

4. Не допускать полет с попутной составляющей ветра;

5. При попадании в “спутную струю” увеличить горизонтальную скорость, при подлипании полотнищ купола энергично “прокачать” клевантами до полного наполнения.

Схема полета

kulp_sd_pp_pril_006

Порядок выполнения:

Произвести взлет и на удалении 5-10 м от склона произвести доворот таким образом, чтобы параплан перемещался параллельно гребню склона. Полет выполнять в отведенной зоне парения в зависимости от характеристик ДВП, летных свойств параплана, выбирать скоростной режим парения, обеспечивающий мах парение над склоном, особое внимание уделять скорости и высоте полета при выполнении разворотов, не допуская непреднамеренного изменения курса в сторону склона. В полете постоянно вести анализ ДВП по Н, протяженности и глубине в зависимости от рельефа склона и силы ветра. В зонах турбулентности увеличивая скорость.

УПРАЖНЕНИЕ № 13. Тренировочный (контрольный, показной, методический) полет для отработки взаимодействия группы парапланов в динамическом восходящем потоке

Условия выполнения:

Ветер: встречный, ровный до 9 м/с

Н склона: 100-200 м

Крутизна склона: 45-60 гр.

Турбулентность: слабая

Параплан: учебно-тренировочный

Количество полетов: 15

Меры безопасности:

1. Постоянно следить за воздушной обстановкой, не допускать сближения менее 50 м;

2. Полет и маневрирование вблизи склона на расстоянии менее 10 м запрещается;

3. Не заходить в подветренную сторону склона;

4. Запрещается отрабатывать упражнение при неустойчивом по направлению ветре;

5. При попадании в “спутную струю”, увеличить горизонтальную скорость не допуская резких движений клевантами выйти из зоны “спутной струи”, в случае залипания полотнища купола энергично прокачать клевантами до полного наполнения секций;

6. В случае резкого усложнения воздушной обстановки выйти из ДВП и произвести посадку.

Схема полета

kulp_sd_pp_pril_007

Порядок выполнения:

Дождавшись, когда перед линией старта не будет парящих парапланов, произвести взлет. Постоянно наблюдать парапланы, работающие в зоне парения, сохранять установленный РП порядок взаимодействия, соблюдать установленный маршрут движения в зоне парения. Расхождение с взаимодействующими парапланам и осуществлять левыми бортами. Контролировать скорость ветра, не допускать изменения курса в сторону склона. Постоянно вести анализ ДВП по высоте, протяженности и глубине. Приступать к развороту, только убедившись, что этот маневр не создаст помех другим аппаратам. При непреднамеренном сближении немедленно отвернуть в свободную и хорошо просматриваемую сторону.

УПРАЖНЕНИЕ № 16. Тренировочный (контрольный, показной) полет на обработку термических восходящих потоков

Условия выполнения:

Ветер: до 10 м/с

Турбулентность: умеренная

Количество полетов: 20

Меры безопасности:

1. Вести повышенную осмотрительность и выполнять правила расхождения при наличии в воздухе нескольких парапланов.

2. При затягивании в облака уйти из зоны действия ТВП.

3. При невозможности производить парящий полет и необходимости приземлиться, заблаговременно подобрать с воздуха посадочную площадку и сделать расчеты на посадку.

4. При выполнении групповых полетов, выполнение спиралей разных направлений запрещается.

Схема полета

kulp_sd_pp_pril_008

Порядок выполнения:

Взлет выполнять таким образом, чтобы находиться в районе наиболее вероятного ТВП, учитывая расположение теплоконтрастных участков местности, прилегающей к дельтадрому, силу и направление ветра, цикличность развития движения ТВП, характерную для данной местности, времени, сезона и метеобстановки. Учитывать, что вход в ТВП, как правило, сопровождается появлением положительной перегрузки. Во многих случаях параплан входит сперва в периферийную часть ТВП, оставляя его центр где-то в стороне. Центрирование потока осуществлять по показаниям вариометра или по ощущению растущей положительной перегрузки. В зависимости от ширины ТВП можно его обрабатывать спиралями или просто уменьшением горизонтальной скорости полета. Если ТВП слабый, но широкий, больший эффект получается при уменьшении горизонтальной скорости полета. А в более узких и мощных потоках эффективнее набирать высоту спиралями. При наличии ветра поиск и центрирование ТВП производить с учетом скоса потока.

Заместитель председателя ЦК ДОСААФ СССР

С. Н. Маслов

Внимание! Данный курс не является самоучителем и представлен для только ознакомления. Любые попытки самостоятельно научиться летать на пара

Имя: MichaelCyday
12 января
Всем кому интересно. магазин парапланов открылся в контакте https://vk.com/public.paraplan
Имя: CertarWat
14 февраля
Здравствуйте. Нашёл ваш сайт в Интернете и решил купить параплан WINGS OF CHANGE (AUSTRIA) . Товар был в наличии. Обслуживание понравилось (всё объясняют понятоно, терпеливо выслушивают и отвечают на интересующие вопросы). Бандероль пришла уже на шестой день и такая оперативность мне очень понравилась. Работой вашего магазина доволен и буду у вас заказывать ещё. Буду рекомендовать вас своим друзьям и знакомым. СПАСИБО МАРАТ!

Оставьте свой отзыв

Имя*:
E-mail*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения